ivan_bruev 24 Декабря 2010 г. в 15:44
Основание Заречного кладбища и храма.
Заречная сторона» как относительно самостоятельная часть Ижевска упоминается еще в конце XVIII века.
В 1812 году в соответствии с идеями основателя Ижевского оружейного завода оберберггауптмана А. Ф. Дерябина Зарека образовала внутри Ижевска относительно самостоятельную «Третью часть» (район) всего поселения. Оно красиво именовалось тогда «Город Ижа». Возможно, в те годы и зародилось заречное кладбище.
В 1867 году в связи с отменой крепостного права и обязательного труда мастеровых Ижевск получает официальный титул села. Оно делилось на Ижевско-Нагорную и Ижевско-Заречную волости. Каждая имела свои волостные правления, рынки, храмы и кладбища.
К концу XIX века на западной окраине болотистой Зареки, на небольшой возвышенности существовало уже достаточно обширное кладбище. Оно предназначалось только для православных зареченцев, причем поначалу здесь хоронили преимущественно простых рабочих. Те зареченцы, что побогаче, находили последний покой на более крупном и ухоженном Нагорном кладбище у Свято-Троицкой церкви.
Большая «престижность» его объяснялась прежде всего наличием церкви. Нагорное, Троицкое кладбище зародилось практически одновременно с основанием оружейного завода: в 1807-1808 годах. К 1875 году там было захоронено, судя по церковным документам, уже 55317 человек, хотя территория кладбища была ограничена. Эта теснота в конце концов и предопределила ускоренное развитие второго, заречного кладбища.
Нынешняя Свято-Троицкая церковь (бывший кафедральный собор) сформировалась еще в 1814 году из прежней кладбищенской часовни.
Полностью аналогична история формирования Успенской церкви. Она выросла в организационном плане из заречной кладбищенской часовни во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Появилась эта часовня в 1850 году. Первые девять лет ее обслуживали священнослужители Александро-Невского собора, а затем храма святого Николая Чудотворца. Этот каменный храм византийского стиля стоял на месте нынешнего мартеновского цеха п/о «Ижсталь».
Заречный погост при часовне часто называли Покровско-Николаевским или просто Николаевским (Никольским) кладбищем. Такое наименование было также знаком уважения к двум ближайшим приходским церквям Ижевско-Заречной волости. Тех, кого хоронили на заречном кладбище, отпевали преимущественно в храме св. Николая (1859 г.), а затем в Покровской церкви (1903 г.).
Росло православное сознание обитателей Заречной волости. Соответственно зародился и план возведения на заречном кладбище большой каменной часовни. Еще 22 мая 1865 года «избранные от общества оружейников» проголосовали за «приговор»: выстроить таковую часовню «на счет оружейной суммы» (т. е. денег общества оружейников, своего рода профсоюза). Заводской архитектор Николай Иванович Коковихин уже в июне создал необходимый проект, выдержав его в модном тогда русско-византийском стиле [Этот чертеж сохранился. ЦГА УР, ф. 4. оп. 1, д. 1646].
Заречная кладбищенская часовня должна была быть очень похожей на соседний храм святого Николая Чудотворца. Новое здание, образующее в плане равносторонний крест и перекрытое широким куполом, должно было как бы замкнуть на западе Ижевска его главную градостроительную ось. Она шла через Александро Невский собор.
Эту часовню так и не возвели. Но архитектурно-градостроительные идеи, зародившиеся тогда, все равно воплотятся затем в Успенской церкви.
Тем временем, Заречная волость все увеличивалась. В связи с массовым выпуском «трехлинейной винтовки» (1890-е годы) росли и доходы заречных жителей. Понятно их стремление проводить отпевание своих родственников в атмосфере большего православного благолепия.
Поэтому, во-первых, в самом начале XX века часовня была перестроена, а во-вторых, тогда же у зареченцев созрело понимание необходимости возведения здесь особой, большой и самостоятельной кладбищенской церкви со своими священнослужителями в штате.
Очень важно, что в конце концов за этим храмом утвердилось посвящение Успению Пресвятой Богородицы. Успение в церковно-славянском языке означает «погружение в сон», «мирную кончину, подобную сну» («успление»). Но это не только смерть. Церковь учит, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.
Источник - http://apologet.narod.ru/apologetika/shumilov/lampada/2.html